Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Туризм25 июля 2014 22:00

Мой Крым. Дельфин из детства

Наш обозреватель о лучшем отпуске своей жизни. Часть 2: волшебство полуострова в том, что он остался советским [фото]

Я долго не могла понять, почему мне здесь, в Крыму, так хорошо.

Вот же и стены набережной исписаны граффити, и на горе аккурат над корпусами отеля прилепился домик с сараем и огородиком: явно кто-то из администрации урвал клок землицы «для сэбэ»...

А вот не раздражает.

На другом курорте я, московская критиканша, буквально изошла бы на непечатное, а здесь нравится все, даже жаба в фонтане. В чем дело?

Только потом поняла.

МОИ ВОСПОМИНАНИЯ…

На пути к нашему алуштинскому отелю выложен на стенке дельфинчик. Мозаика из плитки.

Я как этого дельфинчика вижу - у меня нирвана. Полное ощущение правильности бытия, невидимые шестеренки входят в пазы.

Просто здесь до раскола Империи был пионерлагерь, и дельфинчик - стандартная черноморская мозаика моего детства. Я снова попадаю в свои шесть лет: ретроавтобусы, остановки, скамейки...

Ульяна не верит себе: с ней снова и смешной дельфиненок из детства, и алые паруса Грина.

Ульяна не верит себе: с ней снова и смешной дельфиненок из детства, и алые паруса Грина.

Но это не обломки Империи: глядя на них, не испытываешь грусти. Здесь все живое, все живет, а ты не можешь найти слов для восторга и только шепчешь: «Неужели...»

Вот вазон с клумбой, какие у нас давно выкинуты на помойку; вазон, я тебя помню, как же здорово, что здесь, на Острове Крым, ты еще есть!

Вот канализационный люк в центре Керчи: звезда и надпись «СССР».

В Керчи у меня случилось дежавю: я знаю, что уже видела этот канал, журчащий вдоль рынка так, что можно перегнуться к нему прямо от столика кафе; я уже рассматривала плывущий по воде сор; я дышала этими комарами и свежестью. Когда? Ведь я здесь первый раз в жизни.

А просто волшебный он - Крым. Заколдованный.

МАМИНЫ ПЕСНИ…

Смотрите, ну может случиться в реальности такая история?

Мои родители, папа и мама, оба окончили Московский авиационный институт, и этот вуз, МАИ, окутан в семье воспоминаниями и легендами. Я перед отпуском в Крым методом тыка выбираю отель, приезжаю... и оказываюсь рядом с базой отдыха МАИ (она живехонька, как и база МЭИ, Московского энергетического института, в соседней бухте).

С открытым ртом мы с мужем ходим по территории, рассматриваем вывески, написанные плакатным пером 90-х («Почему тушь не выцветает?!»), и стилизованные, похожие на якоря скамейки. Студенты-маишники при этом поют под гитару, совсем как в рассказах моей мамы, и меня подмывает позвонить ей и сказать: «Ты представляешь, они так и не останавливались...»

…И НАШЕ СОКРОВИЩЕ

Надышавшись кристальной стариной, я поняла, почему я люблю Крым. Там нет разностилья и разноголосицы, пластикового евроремонта и пластиковых цветов в кафе. История там не выметена и не смыта потоком денег.

Мозаичные панно на остановках в Евпатории фотографируют как произведения искусства. А они и есть произведения: заказы на оформление давали членам Союза художников и архитекторов…

Впрочем, кому-то же нравятся и пластиковые цветы. Я не про это.

Я про аскетичный и советский Крым - заповедник, в котором выжили динозавры. Он - сокровище. Он уникален.

Пожалуйста, пусть он таким и останется.