Премия Рунета-2020
Владимир
+9°
Boom metrics
Звезды26 марта 2012 10:13

Он был титулярный советник, она — незаконная дочь

25 марта 200 лет назад родился Александр Герцен -писатель-оппозиционер, автор проклятого вопроса «Кто виноват?», и зачинатель большой журналистики во Владимире. У нас он по большой любви неудачно женился на своей двоюродной сестре

Человек в выдуманной фамилией (от немецкого слова Herz - «сердце»), незаконнорожденный сын московского богача, сосланный за «распевание песен, порочащих царскую фамилию» в Пермь, Вятку, и переведенный в 1838 году во Владимир, служил … титулярным советником в администрации губернатора.

ПОШЛА ПИСАТЬ ГУБЕРНИЯ

Во Владимире 25-летний чиновник снял квартиру в доме близ Золотых ворот. Еще в начале XX века двухэтажный домик, с магазином «венских стульев» на первом этаже был цел, но новая власть снесла его одним из первых. Тут в 1928 году построили трехэтажку со сберкассой внизу, а на фасаде вывесили мраморную доску "На этом месте…" После реконструкции дома в конце 80-х доска исчезла. Ее так и не нашли, якобы, мрамор втихаря пустили на могильные плиты. И заменять не стали, раз имя сбежавшего в Лондон политэмигранта, который, по словам Ленина, первым «развернул революционную агитацию» оказалось в постсоветской России не в чести.

А вот царские власти Александра Герцена ценили - доверили создать и редактировать «Неофициальный раздел» газеты «Владимирские Губернские ведомости», где печатали литературные, историко-краеведческие, биографические статьи и статистические отчеты.

Чтобы оживить газету, он завел рубрику «Чрезвычайные происшествия» с заметками о стихийных бедствиях. На втором году редакторства Герцена в ней писали о разгулявшихся в регионе смерчах и ураганах. Стихия срывала крыши с домов, а ветер валил деревья. В селе Светиково Суздальского уезда от удара молнии сгорело 70 домов, кабак и склад гусарского полка, также пострадала сельская церковь. Пожар года случился в Холуйской слободе Вязниковского уезда - огонь спалил 124 крестьянских двора.

При Герцене на страницах губернской газеты появились сообщения о преступлениях, несчастных случаях с лодками и баржами на Клязьме и Оке, столкновениях телег и экипажей. Впервые публикуется тревожная статистика утонувших, летом 1839 года их насчитали 110 человек. А в сентябре газета писала о найденном кладе, глиняном кувшине со старинными монетами, среди которых нашлись отчеканенные при Иване Грозном.

В свободное от своей газеты время Герцен много читал в городской библиотеке, которая располагалась в здании Дворянского собрания (ныне «Дом Офицеров») и имела у себя главные газеты и журналы эпохи. В своей статье "Владимирская публичная библиотека" он писал о ней, как о значительном явлении в жизни города и пытался привлечь внимание общественности к библиотечным нуждам. Во Владимире Герцен написал повести «Его превосходство», «О себе», «Елена». А много позже посвятил городу третью — самую светлую - часть книги «Былое и думы», озаглавив ее «Владимир-на-Клязьме».

ЛЮБОВЬ - ЛЕКАРСТВО ОТ ВИДЕНИЙ?

Во Владимире Герцен женился, против воли родных тайно увезя из Москвы 8 мая 1838 года приходившуюся ему двоюродной сестрой Наталью Захарьину. С раннего детства она обожала Александра, как единственный светлый луч в своей мрачной жизни побочной дочери дяди Герцена, вынужденной жить с полубезумной теткой-княгиней.

Еще ребенком я любила тебя без памяти, боялась тебя, и каждое слово твое было мне – закон… – позднее писала Наталья Герцену в ссылку.

Шум оргий, по привычке, может подчас меня развлечь, - откровенно отвечал он. - Этот шум напоминает мне пьянство юности, в котором грезились, как сквозь туман, видения высокие...

Они обвенчались вечером 9 мая 1838 года в Казанской церкви Ямской слободы (новый храм сейчас построен приблизительно на том же месте). Церковь, эту снесли в конце 60-х почитавшие Герцена предтечей большевики, решили, что для памяти хватит улицы. Ведь 16 января 1920 г. Владимирский исполком Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов постановил: «В память одного из важнейших борцов за свободу А. И. Герцена улицу Большую Ильинскую переименовать в улицу Герцена». Кстати, именно по этой улице молодой Александр Герцен ехал венчаться со своей Наташей.

Во Владимире Герцен женился, против воли родных тайно увезя из Москвы 8 мая 1838 года приходившуюся ему двоюродной сестрой Наталью Захарьину.

Во Владимире Герцен женился, против воли родных тайно увезя из Москвы 8 мая 1838 года приходившуюся ему двоюродной сестрой Наталью Захарьину.

СВАДЬБА НА ГРАНИ ВОДЕВИЛЯ

Сама женитьба оказалась скомканной. Священник в последний момент отказался, запросив разрешение архиерея. Приятель - офицер расквартированного во Владимире полка, предложил обратиться к полковому капеллану. Тот отказал, сказав, что ему запрещено венчать штатских. Тогда Герцен дошел до архиепископа Парфения. После долгого разговора с женихом он пообещал разрешить венчание, если будут представлены все документы.

Как на грех, в день свадьбы архиерея дома не оказалось. Упрямый Герцен обратился к иеромонаху Иоанну, духовнику архиерея. Выпили чаю с ромом, и, наконец, получена записка для священника: «Венчать в наисовершеннейшем порядке»!

Женившись Александр Герцен, переехал за реку Лыбедь в большой деревянный дом с тенистым садом, принадлежавший княгине Долгоруковой (сейчас это ул.Луначарского). Летом 1839 года у них родился первенец - тоже Александр. Герцен успешно служил, часто навещали московские друзья, отцовских денег хватало, а скоро уж конец ссылке....

- Ах, если бы знали Вы… что за существо – жена Герцена! – писал Белинский Тургеневу. – Это женщина… прекрасная, тихая, кроткая, с тоненьким голоском, но страшно энергическая…

- Без равенства нет брака, - считал молодой супруг. - Жена, исключенная из всех интересов, занимающих ее мужа, чуждая им, не делящая их, - наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, в благородном значении слова.

Свадьбу омрачила плохая примета - жених забыл кольца на столе, а для вечернего венчания в храме не оказалось певчих. И точно - брак двух незаконнорожденных супругов кончился взаимными изменами.

Я покидал наш венчальный город, — вспоминал писатель в мемуарах,— с щемящим сердцем и страхом. Я предвидел, что той глубокой внутренней жизни не будет больше.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО:

Александр Герцен родился вне брака от аристократа Ивана Яковлева и немки Луизы Гааг, считался воспитанником своего отца. Детские впечатления от быта крестьян вызвали в нем «непреодолимую ненависть ко всякому рабству и ко всякому произволу». После казни декабристов Герцен вместе со своим другом Огаревым на Воробьевых горах поклялись «отомстить за казненных». Написал роман «Кто виноват?» (1847), повести «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). Пережил гибель в кораблекрушении матери и младшего сына, смерть жены от родов. В 1852 году поселился в Лондоне, где стал издавать революционный альманах «Полярная звезда» и газету «Колокол».

АФОРИЗМЫ ГЕРЦЕНА:

- Если бы в России строго выполнялись все законы и никто не брал взяток, жизнь в ней была бы совершенно невозможна.

- Надобно иметь большое мужество, чтоб высказывать громко вещи, потихоньку известные каждому...

- Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопро­сов.

- Хронического счастья так же нет, как нет нетающего льда.

- Человек, объятый сильной страстью, - страшный эгоист.

- Дело науки - возведение всего сущего в мысль.

- Частная жизнь, не знающая ничего за порогом своего дома, как бы она ни устроилась, бедна.

- Любовь и дружба - взаимное эхо: они дают столько, сколько берут.